Ребёнок в неполной семье — особенности поведения
В неполной семье задача воспитания эмоционально здорового ребёнка ложится на одного человека, которому самому, как правило, не хватает любви и поддержки. Это создаёт дополнительные сложности, которых нет в полных семьях. Главной из них является обострённое отношение ребёнка к факту отсутствия в семье отца или матери. Он переживает горе, не желая верить в происходящее, желает исправить ситуацию и злится, понимая собственное бессилие.
На этом этапе ребёнок проходит несколько стадий.
Нежелание верить
Это типичная реакция. Друзьям ребёнок говорит, что родители не развелись, а разъехались на время. Об умершем, что тот уехал, но скоро вернётся. Ребёнок испуган. Он хочется, чтобы все стало как раньше. Он часто плачет, внутри него растёт уверенность, что он никому не нужен.
Злоба
На фоне уверенности в том, что родители его предали, что им не важны его чувства, в ребёнке зарождается чувство злобы. Направлено оно может быть как на мать, так и на отца. Ощущая свою беспомощность, ребёнок становится раздражительным, грубым, несдержанным, испытывая чувство одиночества, замыкается в себе.
Желание все поправить
Не в силах свыкнуться с фактом разрыва родительских отношений, ребёнок в итоге начинает предпринимать попытки все исправить. Общаясь с каждым по отдельности, он просит их о примирении. Привлекает к себе внимание плохим поведением, испытывая тем самым отца и мать, выясняя, действительно ли он им дорог.
Ожесточение
После безуспешных попыток ребёнок ожесточается. Обида и гнев заглушают все остальные чувства, а страх и неуверенность в своей нужности самым близким людям приводят зачастую к плохим результатам в учёбе, скрытности, потере чувства уважения ко всем взрослым.
Предупреждён – значит вооружён
Родители, которым не безразличны переживания ребёнка, с пониманием относятся ко всем этапам, описанным выше. Важно, несмотря на загруженность на работе и личные переживания, находить время для общения с ребёнком. В этот непростой для всех период ребёнку важно чувствовать, что его любят, о нем помнят, его понимают. Важно не концентрировать своё внимание на грубых проявлениях со стороны ребёнка, не обвинять и не наказывать. Гораздо эффективнее заменить данные формы воспитания беседами. Замечательно, если они будут постоянными. Важно, в процессе таких бесед, научиться больше слушать своего ребёнка, нежели что — то говорить, ни в коем случае не критикуя, что бы он ни сказал. И, ни в коем случае нельзя стесняться просить о помощи родных, близких, либо других людей, способных помочь в воспитании и поддержании доверительных отношений со своим ребёнком.
Справиться с трудностями сообща всегда легче и стеснению здесь не место, ведь это делается не ради себя, а ради ребёнка.