Какие существуют ограничения при посещении церкви во время месячных?

Какие существуют ограничения при посещении церкви во время месячных?

С приходом менструации многих женщин, посещающих храм, волнует вопрос, можно ли причащаться во время месячных, венчаться, крестить детей, целовать иконы, молиться? Из-за отсутствия в Библии четкого ответа о возможности посещать церковь в критические дни, духовные служители интерпретируют исторические сведения исходя из собственных убеждений о женской «нечистоте» в определенные дни цикла. Несмотря на двойственность ситуации в разных социополитических культурах, влияния христианской антропологии, Русская православная церковь не запрещает женщинам посещать храм во время месячных, соблюдать посты, молиться. Естественные физиологические процессы в женском организме – неизбежное явление, которое не указывает на то, что женщина стала «нечистой». Оскверняет человека только совершение греха.

С чем связан запрет на посещение храма?

Насколько физическая чистота важнее нравственной? Или под маской православного благочестия скрывается страх перед материальным миром, социальными догмами, установленными церковной иерархией? Нередко к тотальному соблюдению церковного законодательства женщины прибегают из-за советов старших родственниц, людей, прислуживающих в церкви. Кроме запрета на посещение храма, женщина не должна:

  • причащаться;
  • не может обвенчаться;
  • окрестить ребенка;
  • исповедоваться;
  • прикасаться к иконам;
  • креститься некрещенной;
  • принимать антидор (просфоры) и святую воду;
  • участвовать в пении;
  • заходить в храм в течение 40 дней после родов.

Прислушиваясь к таким высказываниям, женщины сомневаются и в том, можно ли поститься в критические дни? Несмотря на негласный запрет, объяснить, почему нельзя ходить в церковь при месячных и спустя несколько дней после родоразрешения, никто точно не знает.

Чтобы понять, можно ли с месячными ходить в храм, креститься, исповедоваться и участвовать в церковных таинствах, нужно обратиться к Ветхому Завету. В Священном Писании сказано, что «нечистым» считается мертвое тело, определенные (венерические) болезни, истечения из половых органов женщин и мужчин. Некоторые священнослужители проводят параллели с иудаизмом и язычеством относительно теории возникновения подобных убеждений. Однако, в действительности осмысление библейской истины гораздо глубже.

Большинство современных священников не ограничивают пребывание женщины в храме в период критических дней. Они убеждают прихожанок в том, что естественные процессы в организме не должны влиять на их убеждения относительно нравственности.

Теории запрета

Приверженцы «ритуальной нечистоты» приводили в пример свои убеждения, почему женщина во время месячных не достойна посещать храм.

  1. Начиная с эпохи Средневековья, женщину при месячных не допускали к посещению святынь вплоть до 18 века. Любое проявление женской сексуальности отвергалось, в том числе вхождение в храм во время месячных.
  2. Жесткие требования выдвигала Русская православная церковь, начиная с 12 столетия. Женщинам запрещалось рожать в доме, чтобы не осквернять жилое помещение собственными выделениями. Для этого использовали баню. Помимо того, первым посетителем после родоразрешения был священник, который читал специальную молитву, «очищающую» роженицу от скверны. В течение 80 суток (при рождении девочки) и 40 (если родился мальчик), роженица не имела права на посещение церкви, причащение, крещение детей. Только священнослужитель мог определить, сколько дней продлится запрет и когда можно причащаться.
  3. Согласно высказываниям Тимофея Александрийского относительно того, можно ли причащаться женщинам во время месячных, запрет на причастие был связан физическим недомоганием во время и после месячных. В это время они должны были находиться дома, читая молитвы.
  4. Согласно Канонам Ипполита, не разрешалось посещать церковь во время месячных и после родов роженицам и повитухам. Они могли лишь стоять у ворот во время службы, пока не закончится срок ограничения.
  5. Высказывания Дионисия Александрийского ограничивали пребывание в храме в определенные дни, тем самым указывая на духовную и телесную «нечистоту» у женщин с менструацией. Именно поэтому женщина не могла быть крестной матерью или исповедоваться во время месячных.
  6. В Евангелии от Иакова сказано о том, что Дева Мария жила в храме до 12 лет (до момента наступления менструации), чтобы менструальной кровью не осквернить святое место.
  7. Левитские законы запрещали прикосновение к менструирующей женщине, беспокоясь о здоровье будущих детей, тем самым ограничивая половые контакты. По мнению Моисея, Тертуллиана, Лактанция, Оригена, которые были основоположниками христианского богословия, соитие оправдано лишь с целью зачатия новой жизни.

Современный взгляд

Сегодня отношение к материальному миру изменилось. Познавая свою греховность и возрастая в вере, каждый решает самостоятельно, можно ли молиться во время месячных, посещать святые места, участвовать в Таинствах Крещения, Венчания.. /p>

  1. Современные священнослужители акцентируют внимание на том, что любое Божье творение является чистым. Если женщина чувствует потребность в общении с Господом, никакие физиологические изменения в организме не должны этому препятствовать. Они проводят параллель между неизбежной физиологией и грехопадением человека по собственному желанию.
  2. Менструальные выделения, как и какие-либо другие, не влияют на душевную чистоту женщины. Существует масса гигиенических средств, с помощью которых женщины могут не ограничивать свою физическую и социальную активность. Женщины не отказываются стать крестной матерью или венчаться, если знаменательное событие припадает на критические дни. Иногда месячные приходят раньше срока или задерживаются, и отрегулировать нужный момент не всегда представляется возможным. Но если все же возникнут сомнения, можно ли венчаться женщинам во время месячных, этот вопрос можно обсудить со своим духовным наставником.
  3. Противниками запрета на посещение церкви, когда идут месячные, выступали известные священнослужители прошлых столетий: Иоанн Златоуст, апостол Павел, Григорий Двоеслов, Патриарх Сербский Павел и другие.
  4. Сегодня постящимся женщинам не запрещено находиться в церкви во время месячных. Не каждый священник разрешит быть крестной матерью, совершать обряд венчания, но препятствовать этому он не сможет. Почему нельзя крестить с месячными, ведь невозможно упрекнуть прихожанку в том, что дано ей природой.
  5. Некоторые женщины сомневаются, можно ли ходить в храм при имеющихся гинекологических заболеваниях, когда присутствуют маточные кровотечения, или нужно оставаться дома? В этом случае Старый Завет приводит пример относительно того, как страдающая кровотечением женщина прикоснулась к одежде Господа и исцелилась от недуга. При этом она не услышала упрека о своей телесной «нечистоте». Напротив, Господь указал крестящейся женщине на силу ее веры, с помощью которой она исцелилась.
  6. ВОЗ опровергает навешивание социальных ярлыков в определенный период менструального цикла. Сегодня сложно представить ситуацию, когда священнослужитель будет интересоваться вопросами, смущающими прихожан. Если женщина самостоятельно принимает решение не посещать церковь, не причащаться и поститься во время месячных дома, ее можно похвалить за благочестие, но препятствовать присутствию в храме никто не будет.

Сомневаясь в правильности принятого решения, нужно помнить о том, что менструальная кровь всего лишь временное физиологическое явление, которое никаким образом не влияет на духовную чистоту и не может осквернить храм.


Интересное
Похожие публикации